МБОУ ТСОШ №3
пгт Таксимо, Муйский район, Республика Бурятия
  • Степанова Лариса Иосифовна

    Учитель изобразительного искусства, технологии

    Степанова Лариса Иосифовна

    Степанова Лариса Иосифовна

    Учитель изобразительного искусства, технологии

    Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
    • Изобразительное искусство
    • Технология
    Уровень (уровни) профессионального образования с указанием наименования направления подготовки и (или) специальности, в том числе научной, и квалификации
    Высшее, Бурятский государственный педагогический институт им. Д. Банзарова
    Ученая степень (при наличии)
    Почётный работник сферы образования Российской Федерации
    Сведения о продолжительности опыта (лет) работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
    43
    Стаж работы по специальности
    40
    Квалификация
    Высшая
    Профессиональные достижения

    Результаты педагогической деятельности

    Педагогическая династия Шленкевич, к которой я принадлежу, насчитывает 320 лет педстажа https://journal-oshkole.ru/publication/137

     Моя бабушка получила аттестат учителя начальных классов в 1927 году!   Но я всегда занималась рукоделием, рисованием, и это определило мой выбор профессии. Где, как не школе, можно увлечь, научить всему, что умеешь сама! Уроки моего предмета – это уроки жизни. Этот  школьный предмет  дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для творческого проектирования.

    Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности  ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым наши уроки технологии с установкой  на созидание   подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы.

     Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке,  на  производстве,  лучше  осваивают свою работу, приносят больше пользы. 

    На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как  приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.

     Решая данные проблемы, я вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих успех.

    Я уверена, что творчество не рождается на пустом месте. Я работаю с детьми с 5-го по 11 -й класс. В школе на уроках технологии для меня является важным, как проходят эти уроки, привлекаю к участию в кружках,  выставках, экскурсиях, к работе на пришкольном участке. Здесь важно сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя.

    Хорошая материальная база швейного и кулинарного цехов  создают  условия  уютной и безопасной атмосферы в кабинете технологии. В классах эстетически продуманное оформление с работами учащихся и учителя. В кабинете есть в наличии добротные наглядные пособия, раздаточный материал, а так же материл для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда. https://tehnolog.oshkole.ru/albums/17101/-одно  из направлений проектов по ДПИ, о котором будет отдельная глава.

    Стараюсь  обеспечить на уроках психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Использую эффект «синдрома справедливости»: класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов поддержать творческие проявления, а не критикует необычные идеи, помогает ему избежать неодобрительной оценки со стороны одноклассников.

    Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:

    Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, наравне с учениками выставляю  работы на выставках и занимаю призовые места.

    Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как  метод  проектов. Но, если дети недостаточно  занимались раньше по этому методу в начальной школе, они будут испытывать большие трудности, а для меня  это еще и потеря времени.

    В своей работе я сначала использую упражнения на развитие навыков проектирования. Выполнение тематических упражнений представляет собой деятельность учащихся, цель которой - получить определенные знания, навыки и умения. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания упражнения, но, как правило, они небольшие по объему. Выбор упражнений следует делать с учетом возраста учащихся и их индивидуальных особенностей. У меня было два варианта работы с упражнениями: первый – упражнения включались в процесс выполнения проектов, второй – упражнения выполнялись до ознакомления с проектами. Второй вариант оказался более успешным. В каждом упражнении указываю, какой характер будет носить деятельность учащихся (индивидуальный или групповой), какова цель упражнения, какие материалы и оборудование потребуются для его выполнения. При подборе заданий важно учитывать их актуальность, значимость и практическую полезность.

    Конечно же, не ограничиваюсь проектной работой только на уроках.  9 лет тому назад группа единомышленников мальчиков 6 класса заинтересовались моей работой с полимерной глиной, сами активно включились в работу по созданию сувениров, бижутерии, и впоследствии был организован социальный проект «От малого к великому». https://journal-oshkole.ru/publication/134                       https://journal-oshkole.ru/publication/12

    Сейчас уже смело говорю, что третье поколение пришло им на смену. Хочу отметить, что вся работа в основном выполняется мальчиками. Есть девочки в инициативной группе, но их мало.

    В настоящее время наша страна борется за право жить так, как мы хотим, а не под чьей-то диктовкой. Тысяча наших молодых ребят, в том числе из нашего района сражаются за это право, находясь в окопах на передовой и, сегодня слово «патриотизм» - а это любить Родину недостаточно. Родину нужно не только любить, но и защищать. Учащиеся социального проекта поддерживают нашу Армию - помогают в изготовлении маскнашлемников, которые регулярно  отправляем совместно с Администрацией Муйского района . К каждому нашлемнику обязательно выполнены с любовью брелоки, а также  уже стало традицией - после проведенных выставок-ярмарок часть денег отдать на помощь нашим воинам. https://tehnolog.oshkole.ru/albums/17114/

    Участие в социально-значимой проектной деятельности способствует формированию социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта. Работа социального проекта «От малого к великому» позволила объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью - а это будущие дизайнеры, ювелиры, художники.

    Следует отметить готовность молодого поколения к решению актуальных общественных проблем собственными силами -волонтерская деятельность участников проекта отмечена Благодарственным письмом Народного Хурала Республики Бурятия. https://tehnolog.oshkole.ru/albums/17039/

    Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы.  Необходимо помочь ему сделать правильный выбор, предоставив для этого как можно больше уникальных возможностей. Где как не в школе дети проявляют свои интересы к различным предметам, начинают ходить в различные кружки, секции и спецкурсы.  В школе дети могут развить уже имеющиеся навыки и получить дополнительные знания и при желании выбрать свою дальнейшую судьбу в жизни при выборе профессии в будущем

    Роль нашей школы состоит в том, чтобы  учитывая интересы, способности и  потребности учащихся, помочь не потерять  навыки  труда, заложенные семьёй. Поэтому важным аспектом в своей деятельности  по профориентационной работе было: поддержание естественной любознательности и интереса к труду местных национальных  мастеров и к профессиям нашего села, а так же к рабочим профессиям.   Любая профессия – врач, шахтёр, инженер, артист и т.д. – начинается с учителя. Работа каждого педагога включала вовлечение обучающихся ОО в общественно-полезную деятельность в соответствии с  познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках, фестивалях).

    В рамках предмета «Проектная деятельность» 10-11 кл. работали над проектами и проведена публичная защита, среди которых подняты вопросы по выбору профессий: тренер, работник социальной сферы, медицина и т.д. Тем более,  что  индивидуальный проект выполнялся обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

    В 8-х классах на уроках «Технология» большинство учащихся отдает предпочтение такому типу деятельности, как «человек-знаковая система», то есть к профессиям творческим и связанным с экономичной сферой; как «человек-человек», то есть учащихся привлекают профессии, связанные с общением: педагогика, журналиста, сфера обслуживания. Это характерно для подростков данного возраста, у которых существует большая потребность в общении со сверстниками, другими людьми. Также  довольно большое количество учащихся проявляет интерес  и к типам деятельности «человек-художественный образ».

     

    Участие Степановой ЛИ   МБОУ ТСОШ №3

    в конкурсах в 2020 - 2024 учебных годах

         

    Название конкурса

    Уровень

    Вид конкурса

    Результат

    Межрегиональная выставка - конкурс творческих работ учащихся и учителей технологии и ИЗО, педагогов дополнительного образования, посвященная САГААЛГАНУ

    Республиканский

    Выставка-конкурс

    1 место

    Республиканский фонд развития культуры Якутии и Академия развития творчества ARTСЕВЕРА при поддержке Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

    Всероссийский тур

    Интернационального проекта  International Festival "Talents of EurАsia-2021" (Корея, Китай, Россия)

    Конкурс по ДПИ  «ARTMASTER»

    2 место

    Республиканский фонд развития культуры Якутии и Академия развития творчества ARTСЕВЕРА при поддержке Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

    Всероссийский онлайн-фестиваль искусства и творчества «Твой успех»-

    Конкурс ДПИ

    3 место

    Российский Инновационный Центр Образования 

    Международный педагогический конкурс «Калейдоскоп средств, методов и форм»

    Номинация «Методические разработки». Конкурсная работа «Организация проектной деятельности в 10 классах»

    3 место

    Евразийский  институт  развития образования имени Януша Корчака

    Международный  педагогический конкурс "Успешные практики в образовании"(г.Москва)

    Номинация:

    "Педагогические проекты"

    Конкурсная работа:

    Проект "Профессиональное самоопределение"

    3место

      Федеральное агентство "ОБразование РУ"  

    Международный педагогический конкурс

    "Свободное образование"

    Номинация:

    "Презентации уроков, занятий, выступлений"

    Конкурсная работа: «ART RAGE для уроков ИЗО»

    3 место

    Европейский  Комитет Образования «ЕВРОКО»

    Международный педагогический конкурс "Лаборатория педагога"

    Номинация: "Декоративно-прикладное творчество" Конкурсная работа: Старинный комплект украшений

    2 место

    Всероссийское педагогическое  общество "Доверие"

    Международный педагогический конкурс

    "Образовательный ресурс"(г.Москва)

    Номинация:

    "Скульптура и мелкая пластика"

    Конкурсная работа:

    Весеннее дыхание

    3 место

    Международный образовательный центр

     «Кладовая талантов» 

    Международный профессиональный конкурс "Творческие работы и

    учебно-методические разработки педагогов"

    Номинация:

    Творческие работы педагогов

    название материала:

    Стилизация бурятских украшений

    3 место

    Дистанционная Республиканская выставка - конкурс декоративно-прикладного и изобразительного искусства учащихся и учителей  «Школьные годы чудесные»

    Республиканский

    Выставка-конкурс

    1 место

    Республиканский фонд развития культуры Якутии и Академия развития творчества "ARTСЕВЕРА"

    Всероссийском онлайн-фестивале искусства и творчества «ARTСЕВЕРА-Зима талантов»!

    «Педагог успеха»

    1 место

    Всероссийский информационный портал «Лидер»

    Всероссийский

    Всероссийская онлайн олимпиада для педагогов "Народное творчество"

    1 место

     «ТАЛАНТ  ПЕДАГОГА» Международный центр

    проведения и разработки интерактивных мероприятий

    Всероссийский

    Всероссийской онлайн олимпиады для педагогов "Роль ФГОС в системе российского образования"

    1 место

    «ТАЛАНТ  ПЕДАГОГА» Международный центр

    проведения и разработки интерактивных мероприятий

    Международный

    Международный конкурс творческих работ для педагогов "Зимнее вдохновение"

    2 место

    Европейский  Комитет Образования «ЕВРОКО»

    Международный

    Международный педагогический конкурс "Лаборатория педагога"

    Номинация: "Скульптура и мелкая пластика" Конкурсная работа: Новогодние подарки

    2 место

    Сетевое издание «Радуга талантов»
     

    Всероссийский

    Всероссийские конкурсы для детей и воспитателей Тест: «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности»

    2 место

         

    Дистанционная республиканская Выставка-конкурс  по ДПИ и ИЗО учащихся и учителей, а также педагогов дополнительного образования «Школьные годы чудесные»

    Региональный

    Выставка-конкурс

    1 место

    Республиканский фонд развития культуры Якутии и Академия развития творчества «ARTСЕВЕРА» при поддержке Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), International competition of vocalists and instrumentalists «EURASIA INTERNATIONAL MUSIC COMPETITION» (South Korea)

    Всероссийский

    Всероссийский заочный творческий конкурс «Осенний FEST»

    1 место

    "Альманах учителя ИЗО": Учебный центр Натальи Хаустовой.

    Всероссийский

    Всероссийский конкурс "Альманах учителя ИЗО"

    3 место

    Сетевое издание "Педагогический кубок"  

    Всероссийский

    Всероссийская блиц-олимпиада

    «Нестандартные уроки»

    1 место

    Европейский  Комитет Образования «ЕВРОКО»

    Международный педагогический конкурс "Лаборатория педагога"

    Номинация: "Народные промыслы" Конкурсная работа: Металл в украшениях

    2 место

    ФГОС РОCСИИ Всероссийский педагогический портал

    Всероссийский педагогический конкурс «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика»

    Номинация: Технологическая карта урока Название работы: Урок технологии в 5 классе "Материаловедение"

    3 место

    “Международный центр образования и педагогики” МЦОиП

    Всероссийский конкурс «Моя коллекция»

    Миниатюры в полимерной глине

    3 место 

    Республиканский фонд развития культуры Якутии и Академия развития творчества «ARTСЕВЕРА» при поддержке Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), International competition of vocalists and instrumentalists «EURASIA INTERN ATIONAL MUSIC COMPETITION» (South Korea)

    Международный творческий  конкурс «Зимняя сказка»

    «Волшебные домики для зимующих птиц (миниатюры)»

    1 место (см табл ниже)

    Межрегиональная выставка-конкурс ДПИ  и ИЗО «Школьные годы чудесные»

    Региональный

    1 место

    ДИСТАНЦИОННАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ  ВЫСТАВКА КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ

    ТЕХНОЛОГИИ И ИЗО и

    ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

    посвященная САГААЛГАНУ

    Региональный

    2 место

    lady.lara1959@mail.ru

    МБОУ "Таксимовская СОШ№3 "п. Таксимо, Республика Бурятия

    V возрастная группа – Взрослые (V age group - Adults)

    «Декоративно-прикладное искусство» ("Decorative and applied art")

    Сольное участие (Solo participation)

    Волшебные домики для зимующих птиц (миниатюры)

    Степанова Лариса Иосифовна

    Лауреат I степени

     

    Тема «Наставничества» актуальна, и каждый педагогический коллектив безмерно рад молодым специалистам.

    В МБОУ ТСОШ№3 Топорова Лалита Олеговна, учитель музыки, является молодым специалистом и членом РМО учителей технологии, музыки и ИЗО.

             В современных условиях молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. Помочь ему в этом может опытный наставник. Являясь одним из наставников молодого специалиста Топоровой Лалиты Олеговны,  мною была определена  цель - создание условий для самореализации молодого специалиста, для приобретения им практических навыков, необходимых для педагогической деятельности. Работа с молодым педагогом-учителем музыки  проведена по направлениям:

    •        организационные вопросы;

    •        планирование работы педагога  в условиях реализации ФГОС;

    •        планирование и организация методической работы;

    •        работа с документацией;

    •        работа по саморазвитию;

    •        контроль за деятельностью молодого специалиста.

    Были проведены консультации и беседы по перспективному, календарно-тематическому планированию. Оказана помощь при работе с «Конструктором рабочих программ», проведены регулярные консультации и   посещались занятия молодого специалиста с детьми ОВЗ.

     Совместно разработанная  «Неделя музыки в школе» проведена интересно, ярко, творчески, где каждый ученик должен был попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать и реализовывать свои идеи по плану проведения Недели, принимать участие в общешкольных мероприятиях. https://tehnolog.oshkole.ru/albums/17038/

         Ребята с большим удовольствием приняли участие в мероприятиях, каждый ученик мог попробовать свои силы в различных видах деятельности. 

    Знание современных концепций позволяет мне внедрять в практику своей работы инновационные технологии, осуществляя педагогически целесообразный выбор личностно-развивающих направлений образовательного процесса.

    Педагогика  сотрудничества и  умелое  варьирование  формами  и методами обучения применительно у меня и в организации руководства и работы Районным методическим объединением учителей технологии, ИЗО и музыки уже более 10 лет.   https://tehnolog.oshkole.ru/albums/17038/

       https://tehnolog.oshkole.ru/pages/27084.html   https://tehnolog.oshkole.ru/pages/27085.html

    Выступления, участие в методической работе на школьном и муниципальном уровне, способствует обогащению и развитию творческого потенциала педагогического коллектива. https://tehnolog.oshkole.ru/pages/27081.html

    https://tehnolog.oshkole.ru/pages/27082.html     https://tehnolog.oshkole.ru/pages/27086.html

    Одной из форм образования для педагогов является возможность демонстрировать свои мастер-классы и посещать мастер-классы коллег. Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых,  является отличной формой передачи опыта коллегам, тем более это самое востребованное мероприятие в области  преподавания предмета «Технология» - раздел ДПИ. При проведении мероприятий муниципального масштаба для участников РМО учителей технологии мои ученики с огромным удовольствием и интересом выступают в роли учителей по работе с различными техниками из полимерной глины. Кроме этого, выигрываем мы и при проведении предметных недель, организации выставок и тд.  https://tehnolog.oshkole.ru/albums/17119/

    В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения  новейших технологических разработок в различных направлениях декоративно-прикладного искусства.

    Актуальность представленного опыта  заключается в том, что сегодня широкое распространение получают интерактивные занятия с педагогами в рамках повышения квалификации, активизировалось участие педагогов в методических неделях и выставках, традиционными стали взаимопосещения учебных занятий. Опытные педагоги-мастера в большой степени ориентированы на трансляцию инновационных, успешных и перспективных, максимально востребованных в педагогической практике образцов мастерства. Педагогические мастер-классы  углубляют и совершенствуют  уже имеющиеся знания, формируют новые компетенции, дают возможность тут же попробовать новый приём (способ, средство) и получить отзыв опытного мастера.  Педагогические мастер-классы очень востребованы, их проводится достаточно много. Посещают мастер классы с удовольствием многие педагоги, учителя.

    Новизна и практическая значимость представленного опыта были выявлены в ходе индивидуальных бесед и при опросе коллег, по результатам которого стало известно, что многие респонденты знают, что такое мастер-класс, но о том, как правильно его организовать с соблюдением всех организационных моментов хотели бы знать больше, особенно это касается молодых специалистов. Высокая готовность использовать в своей работе метод мастер-класса побудила меня на организацию и проведение мастер-класса для начинающих педагогов. Практическая значимость данного мероприятия выражается в результате, при котором:

    - участники овладеют новыми творческими способами решения педагогической проблемы,

    - у них будет сформирована мотивация к самообучению и саморазвитию.

    Наименование направления подготовки и (или) специальности
    Учитель общетехнических дисциплн и труда

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie