Степанова Лариса Иосифовна
Учитель изобразительного искусства, технологии
Степанова Лариса Иосифовна
Учитель изобразительного искусства, технологии
Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
- Изобразительное искусство
- Технология
Уровень (уровни) профессионального образования с указанием наименования направления подготовки и (или) специальности, в том числе научной, и квалификации
Высшее, Бурятский государственный педагогический институт им. Д. БанзароваУченая степень (при наличии)
Почётный работник сферы образования Российской ФедерацииСведения о продолжительности опыта (лет) работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
43Стаж работы по специальности
40Квалификация
ВысшаяПрофессиональные достижения
Результаты педагогической деятельности
Педагогическая династия Шленкевич, к которой я принадлежу, насчитывает 320 лет педстажа https://journal-oshkole.ru/publication/137
Моя бабушка получила аттестат учителя начальных классов в 1927 году! Но я всегда занималась рукоделием, рисованием, и это определило мой выбор профессии. Где, как не школе, можно увлечь, научить всему, что умеешь сама! Уроки моего предмета – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для творческого проектирования.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым наши уроки технологии с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы.
Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы.
На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
Решая данные проблемы, я вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих успех.
Я уверена, что творчество не рождается на пустом месте. Я работаю с детьми с 5-го по 11 -й класс. В школе на уроках технологии для меня является важным, как проходят эти уроки, привлекаю к участию в кружках, выставках, экскурсиях, к работе на пришкольном участке. Здесь важно сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя.
Хорошая материальная база швейного и кулинарного цехов создают условия уютной и безопасной атмосферы в кабинете технологии. В классах эстетически продуманное оформление с работами учащихся и учителя. В кабинете есть в наличии добротные наглядные пособия, раздаточный материал, а так же материл для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда. https://tehnolog.oshkole.ru/albums/17101/-одно из направлений проектов по ДПИ, о котором будет отдельная глава.
Стараюсь обеспечить на уроках психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Использую эффект «синдрома справедливости»: класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов поддержать творческие проявления, а не критикует необычные идеи, помогает ему избежать неодобрительной оценки со стороны одноклассников.
Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:
Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, наравне с учениками выставляю работы на выставках и занимаю призовые места.
Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как метод проектов. Но, если дети недостаточно занимались раньше по этому методу в начальной школе, они будут испытывать большие трудности, а для меня это еще и потеря времени.
В своей работе я сначала использую упражнения на развитие навыков проектирования. Выполнение тематических упражнений представляет собой деятельность учащихся, цель которой - получить определенные знания, навыки и умения. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания упражнения, но, как правило, они небольшие по объему. Выбор упражнений следует делать с учетом возраста учащихся и их индивидуальных особенностей. У меня было два варианта работы с упражнениями: первый – упражнения включались в процесс выполнения проектов, второй – упражнения выполнялись до ознакомления с проектами. Второй вариант оказался более успешным. В каждом упражнении указываю, какой характер будет носить деятельность учащихся (индивидуальный или групповой), какова цель упражнения, какие материалы и оборудование потребуются для его выполнения. При подборе заданий важно учитывать их актуальность, значимость и практическую полезность.
Конечно же, не ограничиваюсь проектной работой только на уроках. 9 лет тому назад группа единомышленников мальчиков 6 класса заинтересовались моей работой с полимерной глиной, сами активно включились в работу по созданию сувениров, бижутерии, и впоследствии был организован социальный проект «От малого к великому». https://journal-oshkole.ru/publication/134 https://journal-oshkole.ru/publication/12
Сейчас уже смело говорю, что третье поколение пришло им на смену. Хочу отметить, что вся работа в основном выполняется мальчиками. Есть девочки в инициативной группе, но их мало.
В настоящее время наша страна борется за право жить так, как мы хотим, а не под чьей-то диктовкой. Тысяча наших молодых ребят, в том числе из нашего района сражаются за это право, находясь в окопах на передовой и, сегодня слово «патриотизм» - а это любить Родину недостаточно. Родину нужно не только любить, но и защищать. Учащиеся социального проекта поддерживают нашу Армию - помогают в изготовлении маскнашлемников, которые регулярно отправляем совместно с Администрацией Муйского района . К каждому нашлемнику обязательно выполнены с любовью брелоки, а также уже стало традицией - после проведенных выставок-ярмарок часть денег отдать на помощь нашим воинам. https://tehnolog.oshkole.ru/albums/17114/
Участие в социально-значимой проектной деятельности способствует формированию социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта. Работа социального проекта «От малого к великому» позволила объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью - а это будущие дизайнеры, ювелиры, художники.
Следует отметить готовность молодого поколения к решению актуальных общественных проблем собственными силами -волонтерская деятельность участников проекта отмечена Благодарственным письмом Народного Хурала Республики Бурятия. https://tehnolog.oshkole.ru/albums/17039/
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. Необходимо помочь ему сделать правильный выбор, предоставив для этого как можно больше уникальных возможностей. Где как не в школе дети проявляют свои интересы к различным предметам, начинают ходить в различные кружки, секции и спецкурсы. В школе дети могут развить уже имеющиеся навыки и получить дополнительные знания и при желании выбрать свою дальнейшую судьбу в жизни при выборе профессии в будущем
Роль нашей школы состоит в том, чтобы учитывая интересы, способности и потребности учащихся, помочь не потерять навыки труда, заложенные семьёй. Поэтому важным аспектом в своей деятельности по профориентационной работе было: поддержание естественной любознательности и интереса к труду местных национальных мастеров и к профессиям нашего села, а так же к рабочим профессиям. Любая профессия – врач, шахтёр, инженер, артист и т.д. – начинается с учителя. Работа каждого педагога включала вовлечение обучающихся ОО в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках, фестивалях).
В рамках предмета «Проектная деятельность» 10-11 кл. работали над проектами и проведена публичная защита, среди которых подняты вопросы по выбору профессий: тренер, работник социальной сферы, медицина и т.д. Тем более, что индивидуальный проект выполнялся обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
В 8-х классах на уроках «Технология» большинство учащихся отдает предпочтение такому типу деятельности, как «человек-знаковая система», то есть к профессиям творческим и связанным с экономичной сферой; как «человек-человек», то есть учащихся привлекают профессии, связанные с общением: педагогика, журналиста, сфера обслуживания. Это характерно для подростков данного возраста, у которых существует большая потребность в общении со сверстниками, другими людьми. Также довольно большое количество учащихся проявляет интерес и к типам деятельности «человек-художественный образ».
Участие Степановой ЛИ МБОУ ТСОШ №3
в конкурсах в 2020 - 2024 учебных годах
Название конкурса |
Уровень |
Вид конкурса |
Результат |
Межрегиональная выставка - конкурс творческих работ учащихся и учителей технологии и ИЗО, педагогов дополнительного образования, посвященная САГААЛГАНУ |
Республиканский |
Выставка-конкурс |
1 место |
Республиканский фонд развития культуры Якутии и Академия развития творчества ARTСЕВЕРА при поддержке Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) |
Всероссийский тур Интернационального проекта International Festival "Talents of EurАsia-2021" (Корея, Китай, Россия) |
Конкурс по ДПИ «ARTMASTER» |
2 место |
Республиканский фонд развития культуры Якутии и Академия развития творчества ARTСЕВЕРА при поддержке Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) |
Всероссийский онлайн-фестиваль искусства и творчества «Твой успех»- |
Конкурс ДПИ |
3 место |
Российский Инновационный Центр Образования |
Международный педагогический конкурс «Калейдоскоп средств, методов и форм» |
Номинация «Методические разработки». Конкурсная работа «Организация проектной деятельности в 10 классах» |
3 место |
Евразийский институт развития образования имени Януша Корчака |
Международный педагогический конкурс "Успешные практики в образовании"(г.Москва) |
Номинация: "Педагогические проекты" Конкурсная работа: Проект "Профессиональное самоопределение" |
3место |
Федеральное агентство "ОБразование РУ" |
Международный педагогический конкурс "Свободное образование" |
Номинация: "Презентации уроков, занятий, выступлений" Конкурсная работа: «ART RAGE для уроков ИЗО» |
3 место |
Европейский Комитет Образования «ЕВРОКО» |
Международный педагогический конкурс "Лаборатория педагога" |
Номинация: "Декоративно-прикладное творчество" Конкурсная работа: Старинный комплект украшений |
2 место |
Всероссийское педагогическое общество "Доверие" |
Международный педагогический конкурс "Образовательный ресурс"(г.Москва) |
Номинация: "Скульптура и мелкая пластика" Конкурсная работа: Весеннее дыхание |
3 место |
Международный образовательный центр «Кладовая талантов» |
Международный профессиональный конкурс "Творческие работы и учебно-методические разработки педагогов" |
Номинация: Творческие работы педагогов название материала: Стилизация бурятских украшений |
3 место |
Дистанционная Республиканская выставка - конкурс декоративно-прикладного и изобразительного искусства учащихся и учителей «Школьные годы чудесные» |
Республиканский |
Выставка-конкурс |
1 место |
Республиканский фонд развития культуры Якутии и Академия развития творчества "ARTСЕВЕРА" |
Всероссийском онлайн-фестивале искусства и творчества «ARTСЕВЕРА-Зима талантов»! |
«Педагог успеха» |
1 место |
Всероссийский информационный портал «Лидер» |
Всероссийский |
Всероссийская онлайн олимпиада для педагогов "Народное творчество" |
1 место |
«ТАЛАНТ ПЕДАГОГА» Международный центр проведения и разработки интерактивных мероприятий |
Всероссийский |
Всероссийской онлайн олимпиады для педагогов "Роль ФГОС в системе российского образования" |
1 место |
«ТАЛАНТ ПЕДАГОГА» Международный центр проведения и разработки интерактивных мероприятий |
Международный |
Международный конкурс творческих работ для педагогов "Зимнее вдохновение" |
2 место |
Европейский Комитет Образования «ЕВРОКО» |
Международный |
Международный педагогический конкурс "Лаборатория педагога" Номинация: "Скульптура и мелкая пластика" Конкурсная работа: Новогодние подарки |
2 место |
Сетевое издание «Радуга талантов» |
Всероссийский |
Всероссийские конкурсы для детей и воспитателей Тест: «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности» |
2 место |
Дистанционная республиканская Выставка-конкурс по ДПИ и ИЗО учащихся и учителей, а также педагогов дополнительного образования «Школьные годы чудесные» |
Региональный |
Выставка-конкурс |
1 место |
Республиканский фонд развития культуры Якутии и Академия развития творчества «ARTСЕВЕРА» при поддержке Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), International competition of vocalists and instrumentalists «EURASIA INTERNATIONAL MUSIC COMPETITION» (South Korea) |
Всероссийский |
Всероссийский заочный творческий конкурс «Осенний FEST» |
1 место |
"Альманах учителя ИЗО": Учебный центр Натальи Хаустовой. |
Всероссийский |
Всероссийский конкурс "Альманах учителя ИЗО" |
3 место |
Сетевое издание "Педагогический кубок" |
Всероссийский |
Всероссийская блиц-олимпиада «Нестандартные уроки» |
1 место |
Европейский Комитет Образования «ЕВРОКО» |
Международный педагогический конкурс "Лаборатория педагога" |
Номинация: "Народные промыслы" Конкурсная работа: Металл в украшениях |
2 место |
ФГОС РОCСИИ Всероссийский педагогический портал |
Всероссийский педагогический конкурс «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика» |
Номинация: Технологическая карта урока Название работы: Урок технологии в 5 классе "Материаловедение" |
3 место |
“Международный центр образования и педагогики” МЦОиП |
Всероссийский конкурс «Моя коллекция» |
Миниатюры в полимерной глине |
3 место |
Республиканский фонд развития культуры Якутии и Академия развития творчества «ARTСЕВЕРА» при поддержке Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), International competition of vocalists and instrumentalists «EURASIA INTERN ATIONAL MUSIC COMPETITION» (South Korea) |
Международный творческий конкурс «Зимняя сказка» |
«Волшебные домики для зимующих птиц (миниатюры)» |
1 место (см табл ниже) |
Межрегиональная выставка-конкурс ДПИ и ИЗО «Школьные годы чудесные» |
Региональный |
1 место |
|
ДИСТАНЦИОННАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ИЗО и ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, посвященная САГААЛГАНУ |
Региональный |
2 место |
lady.lara1959@mail.ru |
МБОУ "Таксимовская СОШ№3 "п. Таксимо, Республика Бурятия |
V возрастная группа – Взрослые (V age group - Adults) |
«Декоративно-прикладное искусство» ("Decorative and applied art") |
Сольное участие (Solo participation) |
Волшебные домики для зимующих птиц (миниатюры) |
Степанова Лариса Иосифовна |
Лауреат I степени |
Тема «Наставничества» актуальна, и каждый педагогический коллектив безмерно рад молодым специалистам.
В МБОУ ТСОШ№3 Топорова Лалита Олеговна, учитель музыки, является молодым специалистом и членом РМО учителей технологии, музыки и ИЗО.
В современных условиях молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. Помочь ему в этом может опытный наставник. Являясь одним из наставников молодого специалиста Топоровой Лалиты Олеговны, мною была определена цель - создание условий для самореализации молодого специалиста, для приобретения им практических навыков, необходимых для педагогической деятельности. Работа с молодым педагогом-учителем музыки проведена по направлениям:
• организационные вопросы;
• планирование работы педагога в условиях реализации ФГОС;
• планирование и организация методической работы;
• работа с документацией;
• работа по саморазвитию;
• контроль за деятельностью молодого специалиста.
Были проведены консультации и беседы по перспективному, календарно-тематическому планированию. Оказана помощь при работе с «Конструктором рабочих программ», проведены регулярные консультации и посещались занятия молодого специалиста с детьми ОВЗ.
Совместно разработанная «Неделя музыки в школе» проведена интересно, ярко, творчески, где каждый ученик должен был попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать и реализовывать свои идеи по плану проведения Недели, принимать участие в общешкольных мероприятиях. https://tehnolog.oshkole.ru/albums/17038/
Ребята с большим удовольствием приняли участие в мероприятиях, каждый ученик мог попробовать свои силы в различных видах деятельности.
Знание современных концепций позволяет мне внедрять в практику своей работы инновационные технологии, осуществляя педагогически целесообразный выбор личностно-развивающих направлений образовательного процесса.
Педагогика сотрудничества и умелое варьирование формами и методами обучения применительно у меня и в организации руководства и работы Районным методическим объединением учителей технологии, ИЗО и музыки уже более 10 лет. https://tehnolog.oshkole.ru/albums/17038/
https://tehnolog.oshkole.ru/pages/27084.html https://tehnolog.oshkole.ru/pages/27085.html
Выступления, участие в методической работе на школьном и муниципальном уровне, способствует обогащению и развитию творческого потенциала педагогического коллектива. https://tehnolog.oshkole.ru/pages/27081.html
https://tehnolog.oshkole.ru/pages/27082.html https://tehnolog.oshkole.ru/pages/27086.html
Одной из форм образования для педагогов является возможность демонстрировать свои мастер-классы и посещать мастер-классы коллег. Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых, является отличной формой передачи опыта коллегам, тем более это самое востребованное мероприятие в области преподавания предмета «Технология» - раздел ДПИ. При проведении мероприятий муниципального масштаба для участников РМО учителей технологии мои ученики с огромным удовольствием и интересом выступают в роли учителей по работе с различными техниками из полимерной глины. Кроме этого, выигрываем мы и при проведении предметных недель, организации выставок и тд. https://tehnolog.oshkole.ru/albums/17119/
В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения новейших технологических разработок в различных направлениях декоративно-прикладного искусства.
Актуальность представленного опыта заключается в том, что сегодня широкое распространение получают интерактивные занятия с педагогами в рамках повышения квалификации, активизировалось участие педагогов в методических неделях и выставках, традиционными стали взаимопосещения учебных занятий. Опытные педагоги-мастера в большой степени ориентированы на трансляцию инновационных, успешных и перспективных, максимально востребованных в педагогической практике образцов мастерства. Педагогические мастер-классы углубляют и совершенствуют уже имеющиеся знания, формируют новые компетенции, дают возможность тут же попробовать новый приём (способ, средство) и получить отзыв опытного мастера. Педагогические мастер-классы очень востребованы, их проводится достаточно много. Посещают мастер классы с удовольствием многие педагоги, учителя.
Новизна и практическая значимость представленного опыта были выявлены в ходе индивидуальных бесед и при опросе коллег, по результатам которого стало известно, что многие респонденты знают, что такое мастер-класс, но о том, как правильно его организовать с соблюдением всех организационных моментов хотели бы знать больше, особенно это касается молодых специалистов. Высокая готовность использовать в своей работе метод мастер-класса побудила меня на организацию и проведение мастер-класса для начинающих педагогов. Практическая значимость данного мероприятия выражается в результате, при котором:
- участники овладеют новыми творческими способами решения педагогической проблемы,
- у них будет сформирована мотивация к самообучению и саморазвитию.