МБОУ ТСОШ №3
пгт Таксимо, Муйский район, Республика Бурятия
  • Рундина Елена Михаловна

    Учитель литературы, русского языка

    Рундина Елена Михаловна

    Рундина Елена Михаловна

    Учитель литературы, русского языка

    Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
    • Литература
    • Русский язык
    Уровень (уровни) профессионального образования с указанием наименования направления подготовки и (или) специальности, в том числе научной, и квалификации
    Высшее, Буртский государственный педагогиеский институт им. Д. Банзарова
    Ученая степень (при наличии)
    Нагрудный знак "Почётный работник воспитания и просвещения Россиско Федерации"
    Сведения о продолжительности опыта (лет) работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
    36 лет
    Стаж работы по специальности
    24 года
    Квалификация
    Высшая квалификацинная категория
    Профессиональные достижения

     Самоанализ  профессиональной деятельности

                                                                                 Проживи одну свою и тысячу жизней своих

                                                                                 учеников – и ты проживёшь вечность…

    Профессия учителя, которую я выбрала, - одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им всё.

    « Если ты не воспитываешь себя, - ты плохой учитель, но если ты воспитываешь только себя,- ты вообще не учитель» - гласит одна из профессиональных заповедей учителя. Я люблю учиться, стремиться к повышению своего педагогического мастерства.

    Сегодня общество ставит перед педагогом задачу -  обеспечить условия развития целостной  личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт применения этих знаний в жизни.

    Таким образом, основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать условия для становления его субъективных качеств, активизировать его деятельность за счет включения в исследовательскую  работу на уроке, развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся.  Цель моей работы перекликается с  целью работы школы: «Создание условий для становления творческой, свободной, компетентной личности, умеющей жить в гармонии с собой, позитивно относиться к окружающему миру и успешно самоопределиться в социуме». Исходя из поставленной цели, ставлю пред собой задачи:

    -усилить мотивацию детей к изучению русского языка и литературы;

    -развить познавательные способности  учащихся, привить навыки самостоятельной работы;

    -раскрыть творческие способности учащихся;

    -воспитывать коммуникативную культуру детей;

    -обогащать кругозор учащихся;

    -внедрять новые педагогические технологии, эффективные методы обучения.

    Главную цель своей педагогической деятельности вижу в «лечении» безграмотности. Проблема орфографической грамотности учащихся остаётся одной из центральных проблем обучения русскому языку.  Важное  значение имеет выработка орфографических навыков,  основанных на сознательном использовании знаний по  грамматике. Несмотря на прилагаемые усилия, большие затраты времени, очевидного продвижения в знаниях, умениях и навыках в области орфографии учащиеся не ощущают. Кроме того, их значительная часть возрастает от темы к теме, от этапа к этапу,  к нарастающему накоплению пробелов. Сначала это мешает учащемуся учиться дальше, а затем может совсем выключить его из участия в нормальном учебном процессе и привести к потере интереса  к предмету,   поскольку оценка успехов учащегося проводится в основном по орфографическому критерию. Возможность выработки прочных орфографических навыков с учётом индивидуальных способностей учащихся даёт именно творческое взаимодействие субъектов деятельности при обучении русскому языку. Вот почему на протяжении нескольких лет я в системе работаю над совершенствованием грамотности учащихся, опираясь при этом на активную деятельностную позицию субъекта обучения в педагогическом процессе. Стремлюсь к тому,  чтобы творческое взаимодействие строилось на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке. Для эффективного осуществления педагогического взаимодействия в данном направлении стараюсь выявить причины слабого усвоения материала:

    - дети, знающие формулировки правил орфографии, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма. Повторяющее усвоение теоретических сведений препятствует их применению, подавляет стремление учиться;

    - учащиеся не всегда обнаруживают в тексте места, чреватые ошибками; наиболее часто это происходит при множестве исключений и взаимопротиворечащих факторов;

    - обучение русскому языку во многом остаётся абстрактно-логистическим: от правила – к языковым фактам, от схемы – к предполагаемым речевым ситуациям её применения.

    Между тем, Г.Спенсер справедливо считал,  что «умение должно начинаться с конкретного и кончаться отвлечённым».

    В своей педагогической деятельности, соблюдая все требования дидактики,  стараюсь работу над формированием навыков правописания проводить по следующим принципам:

    - от практической задачи – к теоретическому осмыслению, от её решения – к формулированию и формулировке;

    - от функционального единства (тема, текст, слова в их  функциональных взаимосвязях) – к рассмотрению отдельного (слова как таковые).

    Условно выделяю следующие группы:

    - учащиеся с низким уровнем обученности и слабой мотивацией учебной деятельности;

    - учащиеся со средней подготовкой;

    - учащиеся с высоким уровнем обучаемости и обученности.

    Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определённой последовательности, в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, свободный диктант, письмо па памяти, творческие работы.

    Работа с орфограммой. Часть упражнений рекомендуется комментировать вслух, чтобы каждый ученик проговаривал примеры и проверочные слова или объяснял правило. После проверки ученикам предлагается выписать на обратную сторону листа слова, в которых они сделали ошибки. Выделение орфограмм – необходимая часть выполняемых заданий. Графическое обозначение правила помогает зрительному запоминанию правописания. Затем предлагается работа с текстом. Есть еще один способ: каждый ученик выписывает слова, в которых он сделал ошибку, на отдельную карточку, цветной ручкой выделяет орфограмму и букву, вызвавшую  у него сомнения. Слова, записанные на карточках, можно учить по дороге на занятия. Кстати, разложенные такие карточки рубашкой вверх дают много вариантов азартных игр по аналогии с карточными. Например, ребята могут вытягивать у своего соперника любую карточку и проверять, знает ли он, как правильно пишется это слово. За правильный ответ начисляются очки.

    В своей работе активно использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют повышать уровень грамотности учащихся: регулярно провожу орфографические пятиминутки, словарные, объяснительные диктанты, тренировочные упражнения по определенным темам. Значительное повышение  грамотности достигаю благодаря интересу к заданию, его проблемно-поисковому характеру, но главным образом, благодаря уходу от клишировано-абстрактного изложения учебного материала. На занятиях даю ученику возможность открытия, обнаружения какой-то закономерности, возможность творческой деятельности. А это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося, его интересами и потребностями. Через постановку проблемных задач эвристического характера, их анализ, поиск принципа решения и самого решения активизирую внимание и учебный интерес учащихся. Обыкновенное стандартное задание  - вставить буквы в текст упражнения делаем моделью интересного творческого  процесса: используем метод взаимопроверки. У детей возникает творческий интерес, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Позиция школьников при этом  - не «я – экзаменующийся», а «я – экзаменующий».

    Часто в своей педагогической деятельности использую такую форму работы, как корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Считаю, что подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания,  а также самопроверку – при непременном контроле со  стороны преподавателя: факт исправления в любом случае подлежит аргументации.

    Со временем учащиеся начинают видеть мир сквозь «языковые очки», в произносимом и записанном искать грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им. Задания, предлагаемые учащимся, формулирую как призыв к активному диалогу и совместному поиску истины («в силу чего сделана ошибка? «ошибка ли это?»). В качестве задания часто предлагаю учащимся модель. Это важнейший приём работы по формированию орфографического навыка. Составление модели или  поиск соответствующих ей приёмов, аналогий, речевых ситуаций способствует выработке  орфографического автоматизма, прочному закреплению сведений на основе концентрированного внимания и непосредственного интереса к своей деятельности.

    Считаю, что чем больше вопросов, тем вероятнее выработка внимательного отношения к слову и орфографических навыков. При ответе на эти вопросы обращаюсь к аналогиям, моделям, этимологическим экскурсам, неизменно привлекающим и концентрирующим внимание как потенциальный фактор ассоциаций. Часто использую на уроках лексический диктант «Угадай слово по его лексическому значению». Дети узнают, что «порох» – слово из ряда «прах, порхнуть», а «яства» вовсе не являются, а предназначены для чтобы «ясти».  Разнокорневые паронимы «давить – довлеть» оказываются, к удивлению учащихся, словами с совершенно различным значением – отсюда и различие гласных в корне. Пробуждается интерес к слову, к его структуре, в которой, как в кольцах старого дерева, - история и самого слова, и культуры народа, его употребляющего. Практикую составление учащимися индивидуальных опорных карт, сооветствующих требованиям зрительного усвоения:

    - информационная насыщенность,

    - яркость и контрастность,

    - минимум текста и графических обозначений,

    - закрепление знаков примерами,

    - возможность текстовой интерпретации.

    Считаю, что главным в изучении русского языка и для учителя, и для ученика становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении. Поэтому своих учеников учу осмысленно управлять и владеть своей речью, чтобы не просто слушать, а слышать и чувствовать язык другого человека. Этого достигаю путём выполнения следующих требований: 1) во всем, в каждом языковом явлении искать внутренний смысл. Он есть! И все время задавать себе вопрос: зачем? 2) всегда опираться на художественный текст (анализ учитель начинает не с текста, а с учащегося, исходит из его личности и интереса); 3) каждый урок должен удовлетворять стремление ученика к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность.

    Одним из условий формирования у школьников активной деятельностной позиции в процессе обучения являются коллективные формы работы. При этом учебное взаимодействие, сотрудничество строится по схеме: «учитель – ученик – учитель – ученик» (прямая и обратная связь). Совместная форма работы приучает учащихся оценивать свои возможности и полученные результаты, т.е. развивает навыки самооценки и саморегуляции. Для реализации учебно-воспитательного процесса с целью совершенствования орфографической грамотности использую следующие типы уроков: комбинированный, урок-практикум, урок-консультация, урок-зачет.

    Мы, учителя русского языка, стремимся всеми силами сделать учащихся грамотными и часто скатываемся на форму, на натаскивание, на бесконечные закрепления, и теряем их, теряем какой-то глубинный смысл языка, теряем, наконец, то, без чего еще никто не добивался результата – интереса к предмету. Всё воплощается во внешнем: правильно найти орфограмму – написать нужную букву, правильно задать вопрос – подчеркнуть члены предложения и т.д. Лингвистические задачи. Теоретические вопросы.  А в результате – постные лица на уроке, нелюбовь к предмету и как следствие, безграмотность. Наверное, живой интерес к предмету просыпается только тогда, когда язык становится в преподавании тем, что он есть на самом деле: способом познания окружающего мира, человека, самого себя. Если уроки русского языка станут для каждого обучающегося источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то проблемы, связанные с грамотностью, отпадут сами собой, так как только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение. Изложенный аспект творческого взаимодействия преподавателя и ученика в корне нарушает методологический инвариант: «на ошибках учатся». Учиться на них можно, и выявлять их причины необходимо, чтобы в дальнейшем избежать повторения. Не зря русская пословица гласит: «Ошибся – что ушибся: заживет». Никогда не научится писать без ошибок тот, кто только идеально выучил правило. Проявивший интерес к закономерности языка, сфокусировавший на ней внимание, увидевший её в системе конкретных и ярких структур  ученик готов ответить на призыв учителя интересом и активностью, поскольку учебная мотивация сформирована, чему способствует творческое взаимодействие преподавателя и ученика, ибо «страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины» (Гельвеций)

    Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно «просеивает», отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии:  развития критического мышления, проблемного преподавания, проектная, ИКТ, здоровьесберегающие. Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности.

    Необходимой составляющей обучения детей является использование здоровьесберегающих технологий. В ходе уроков мною осуществляется постоянный контроль за состоянием здоровья учащихся, регулярно проводятся физминутки, динамические паузы. Эффективная профилактическая мера – зрительная гимнастика. Продолжительность гимнастики около одной минуты. В зависимости от содержания урока я стараюсь интегрировать темы здоровья, проводить беседы с целью формирования принципов здорового образа жизни, на занятиях стараюсь обращать внимание на осанку учащихся, поправляю  их.

    Почти на каждом уроке я применяю игровые моменты. Они помогают организовать всех учащихся, включить их в работу, менять виды деятельности. Используется целый ряд упражнений, являющихся нетрадиционными для урока русского языка. Практика показывает, что они эффективны. Например, упражнение «игра в мяч». Игра может проводиться на закрепление правила, на повторение и пр. Замечено, когда ребёнок играет в мяч на занятиях, закрепление материала происходит гораздо быстрее. Например, называете слово с непроизносимой согласной в корне и бросаете мяч, а ребенок должен поймать мяч, назвать непроизносимую согласную в корне и подобрать проверочное слово. Игру можно усложнить: кто неправильно назвал слово, встает и дает правильный ответ (проверочное слово). Вариантом данной игры является игра в ладоши. Учитель называет слово, если в нем есть предложенная орфограмма, ученики хлопают в ладоши, если нет – нет. Неправильный ответ – ученик подбирает проверочное слово. Дети очень любят игру «орфографическая дуэль», которая позволяет мне разнообразить словарную работу на уроке. Результат изменений, наблюдаемых при использовании игровых приемов в ходе преподавания русского языка, имеется в нескольких направлениях. В первую очередь, это повышение интереса к русскому языку как учебной дисциплине, благоприятный климат во время урока, ценностная ориентация учащихся на успех. Это проявляется в активной позиции учащихся к мероприятиям, посвященным русскому языку. Повышается интерес к урокам, к изучению орфографических правил. Показателем успешности может служить  интерес и желание ребят участвовать в различных конкурсах, викторинах, связанных с орфографией. Наблюдается включенность в работу всех ребят, повышение грамотности у учащихся, в том числе ребят с низкими и средними способностями. С другой стороны, качественный показатель этих изменений замечен в умении применять полученные на уроках русского языка знания в других жизненных ситуациях.

    В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и разного уровня подготовленности. В данный момент работаю в 5, 7, 8 и в двух 11-ых классах.

    Результаты учебной деятельности учащихся:

    Конечно, в современном мире не обойтись без компьютерных технологий. Кабинет оборудован ТСО:  имеется ноутбук, проектор, принтер, что помогает мне работать по-современному, использовать презентации, видеоролики на уроке, показывать фильмы, применять тесты. Старшеклассники самостоятельно готовят презентации или находят материал по теме.

    Но ведущей технологией, скорее всего, у меня является технология развития критического мышления. Считаю невозможным преподавание литературы без неё. Критичность ума – это умение объективно оценивать свои и чужие мысли. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные. Критическое мышление формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, позволяет развивать культуру диалога. А это очень важно для человека в современном мире. Кроме того, критическое мышление помогает воспитывать нравственную культуру. Уроки с применением технологии РКМ отличаются от других – учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а сами добывают знания. Восприятие информации происходит в 3 этапа: вызов, осмысление и рефлексия (кластер – таблица, схема; синквейн – стих из 5 строк). Технология РКМ предполагает метод постановки проблемного вопроса. Так, например, при изучении романа «Война и мир» спрашиваю у учащихся: в какой семье вы хотели бы жить: Ростовых или Болконских? И ученики рассуждают, приводят различные доводы. Или по произведению «Бедная Лиза»: осуждаете или оправдываете вы Эраста и Лизу? Таки уроки проходят очень интересно.

    Применение современных педагогических технологий способствует повышению успеваемости по русскому языку и литературе и сохраняет устойчивый интерес к предмету. На протяжении нескольких последних лет моей работы прослеживается динамика  роста успеваемости по преподаваемым мною предметам, которая происходит, по моему мнению, благодаря использованию инновационных педагогических технологий, форм и методов обучения.

    Учебный год

    Параллели, в которых работает учитель

    6г                                 8а                                      9б                              10а

    2020/21 уч.г.

    Русс.яз - 76% (3,8)

    Литер - 82,2% (4,1)

    Русс.яз -50,% (3.6)

    Литер- 65,5 (3,7)

    Русс. Яз -60% (3,6)

    Литер - 75% (4,1)

    Русс.яз - 71,8 (3,6)

    Литер - 81.8% (4,2)

    2021/22 уч.г.

    Русс.яз - 78% (3,9)

    Литер - 84% (4,4)

    Русс.яз -58,6% (3.8)

    Литер- 68,5 (3,9)

    Русс. Яз-64,9% (3,7)

    Литер - 77% (4,2)

    Русс.яз - 78,8 (4,1)

    Литер - 84,8% (4,2)

    2022/23 уч.г.

    Русс.яз- 79,2% (4,1)

    Литер - 86,8% (4,4)

    Русс.яз -62,6% (3.8)

    Литер- 71,2 (4)

    Русс. Яз -68% (3,7)

    Литер - 78% (4,1)

    Владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-лекции, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся.

    Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.

    Особое внимание в своей работе я уделяю подготовке к ГИА и ЕГЭ, накапливая определенный опыт и базу данных. Организацию  и подготовку к ГИА и ЕГЭ я начинаю с анализа результатов предыдущей итоговой аттестации. Анализируя полученные результаты, я продумываю и ищу пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к итоговой аттестации. С этой целью класс разбиваю на группы с учетом уровня обученности и степени мотивации обучения и работаю по специально подобранным программам.      

        В рамках предпрофильной подготовки мною разработаны и внедрены программы элективного курса: «Культура речи», «Функциональная стилистика», «Теория и практика сочинений разных жанров».  Работа по этим программам помогает мне готовить учащихся к ЕГЭ и ГИА.  Научность, системность, доступность – главные принципы, на которых строится курс, что позволяет учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Элективный курс способствует развитию личности ученика, его лингвистической, языковой, коммуникативной, культурологической компетенции, формированию умения самостоятельно добывать знания, просеивать информацию, работать в коллективе, развивать творческие способности. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ и ГИА. Мои ученики успешно сдают ГИА и ЕГЭ, а медалисты подтверждают свои оценки.

      Результаты итоговой Государственной аттестации по русскому языку

    в 9-ых классах

    Год

    Класс

    Количество

    Успеваемость

    Качество знаний

    2021-2021

    26

    100%

    83.3%

    2021-

    2022

    19

    100%

    75.9%

    Наблюдается рост качества знаний

    Результаты итоговой Государственной аттестации по русскому языку в 11 классе (в форме ЕГЭ)

    Учебный год/ параметры представления информации

    2020/21 уч.г.

    2021/22 уч.г.

    2022/23 уч.г.

    Региональное значение среднего балла ЕГЭ по предмету

    65,7

    66,7

    Средний балл ЕГЭ по предмету у учителя

    -

    Русс.яз- 64,7

    (98б-1, 91б-2;выше 80б-4,)

    Литер - 71,5

    Русс.яз -69

    (100б - Рудых А; выше 80б-3)

    Среди моих выпускников есть медалисты:

    Год

    Медаль

    Фамилия, имя

    Класс

    2021-2022

    Серебряная

    Серебряная

    Колодина Елена

    Евдокимова Анастасия

    11

    11

     

    2022-2023

    серебряная

    Рудых Александра

    11

     

    Система оценивания.

    На своих уроках я применяю такой прием, как рефлексия, который считаю необходимым на личностно-ориентированном уроке. Ведь именно рефлексия позволяет учителю осуществлять обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной была их совместная деятельность на уроке, чего добились, были ли решены те задачи, которые сформировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить. Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, т.е. умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат работать осмысленно. Считаю очень важным вырабатывать у  детей умение реально оценивать себя, свой опыт и свои возможности, так как это необходимо для успешной самореализации в дальнейшей жизни. Мне же, как учителю, рефлексия позволяет прочувствовать, насколько эффективен тот или иной прием, метод, технология и насколько дети осознали учебный материал. Обратная связь на основе самооценки знаний и умений учащихся по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени, позволяет, как самим учащимся систематически следить за своей подготовкой, так и педагогу своевременно обнаруживать пробелы и оказывать помощь в их ликвидации. Поэтому я практикую такие виды контроля, как:

    -взаимоконтроль в парах с использованием образца правильного ответа;

    -тестовый контроль с использованием тестов по типу ГИА, ЕГЭ;

    -самоконтроль;

    -устный анализ своей активности на уроке и прогнозирование своей оценки с обоснованием ее выбора.

    Очень редко я выставляю «2» в журнал – даю учащимся возможность исправиться, даже при невыполненном д/з.

    Результаты независимой экспертизы показывают, что у моих учеников хорошие знания.

    Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая, сочетаясь с учебной, ведет к общей образовательной цели. Системная организация внеурочной деятельности строится на принципах добровольности и  служит для углубления и закрепления знаний по изучаемому предмету, формированию культуры критического мышления, развитию интереса к предмету. Одной из форм внеклассной работы является организация и проведение тематической недели по русскому языку и литературе с целью выявления одаренных детей, расширения кругозора, повышения уровня мотивации, развития творческих и коммуникативных способностей учащихся. При проведении недели русского языка и литературы я провожу открытые внеклассные мероприятия по предмету, открытые уроки; совместно с учителями-предметниками мы проводим веселые переменки с конкурсами, диктант на самого грамотного ученика и др. (Открытый урок в 9б классе по теме «Бессоюзные сложные предложения», в 6а классе  - «Прилагательные полные и краткие». При проведении предметной недели  мною были проведены открытые внеклассные мероприятия: литературная гостиная «Жизнь и творчество М.И.Цветаевой» (10-11кл); «Последний герой» для 7-ых классов, «Знатоки русского языка» для 8-ых классов, «Лингвистический калейдоскоп» для 10-11, «Урок-путешествие по сказкам А.С.Пушкина» для 5-ых классов и др.

    Все направления внеурочной деятельности связаны с темой моей работы и способствуют достижению поставленных целей - приобретению опыта речевой деятельности.

    Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми трудно, но интересно, ведь они требуют особого подхода, особой системы обучения. Наиболее ярко эта работа проявляется в старшем звене, когда, реализуя свои склонности, интересы, способности через систему дополнительных занятий, элективных курсов старшеклассники демонстрируют свои достижения, участвуя в предметных олимпиадах, конференциях.             

    Работа в качестве классного руководителя

    Значительное место в моей работе занимает деятельность в качестве классного руководителя. Для меня обучение и воспитание-это два процесса, которые тесно взаимосвязаны между собой, поэтому один процесс немыслим без другого. Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями школы, социума.

     В своей работе руководствуюсь принципами сотрудничества, диалога и сотворчества, создаю и поддерживаю благоприятный психологический климат в классе, осуществляю постоянное взаимодействие с родителями, уделяю большое внимание  здоровьесбережению через привлечение к спорту, здоровому образу жизни. Цель моей воспитательной работы: «Воспитание гармонически развитой личности». В соответствии с целью я провожу различные мероприятия, тематические беседы («Правила поведения в школе», «Этикет», «Вредные привычки» и др.). Мы регулярно с детьми выходим на прогулки в лес. Дети принимают активное участие в школьных мероприятиях и занимают призовые места: «Веселые старты» - Iместо, в соревнованиях по баскетболу –I место. Почти все дети, кроме двух, заняты в дополнительном образовании: Школу искусств посещают 5 учащихся, Центр туризма и краеведения – 2, спортивные секции - 9 человек, хореографией занимаются 4 учащихся.

    12 декабря я провела открытый классный час «Мир моих увлечений», где учащиеся выступали с защитой проектов о своих увлечениях. Дети демонстрировали свои достижения, поделки, Впереди у нас еще 7 интересных лет.

    За годы работы классным руководителем мною разработана структура ученического самоуправления. Вся воспитательная работа ведется по секторам: учебный сектор, сектор культуры, спортивно-оздоровительный сектор, гражданско-патриотический сектор, сектор-эколог, организационный сектор, сектор дисциплины и порядка, трудовой сектор. Руководит работой секторов староста класса и заместитель. Внутри каждого сектора обязанности распределяются самостоятельно. Самоуправление в классе носит личностно-ориентированный характер и дает возможность для развития каждой личности нашего класса. В классном коллективе отмечается динамика комфортности: повышенная ориентация на класс, чувствуется уверенность детей в себе; ученики спокойны, испытывают искреннюю симпатию к учителям, желание приходить в класс возросло.

    Свою работу как классного руководителя стараюсь строить на формировании у школьников активной жизненной позиции, сочетаю традиционные формы с новыми методами работы с учащимися:

    -игровые технологии;

    -коллективно-творческие дела;

    -диагностические и мониторинговые технологии;

    -развитие культурного потенциала учащихся.

    Известно, что залогом успешной воспитательной деятельности является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка, поэтому при работе с родителями основной целью ставлю привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу. Для этого я включаю в план воспитательной работы проведение родительских собраний, лекториев по педагогике, психологии и физиологии, просмотр научно-познавательных фильмов и видеороликов, педагогические практикумы по рассмотрению различных ситуаций воспитания подростка в семье и школе, по профориентации, а также обмен опытом воспитания.

    Начиная с 5 класса, систематически проводятся совместные с родителями  мероприятия: соревнования, походы, коллективно-творческие дела, экскурсии, праздники и т.д. С прошлым выпуском совместно с родителями и детьми мы регулярно выезжали на горячий источник «Дзелинда», в спортивный комплекс п.Северомуйск. Проводили совместные мероприятия с учениками Северомуйска из параллельного класса.

    И по сей день эта связь непрерывна: мы с большим удовольствием проводим родительские собрания вместе с учащимися, классные часы, круглые столы, где обсуждаем насущные проблемы о дисциплине, вредных привычках. Родители делятся своим опытом воспитания, рассказывают о традициях своей семьи. Надеюсь, по окончании школы, мои выпускники, как и предыдущие,  будут помнить свой класс, свои успехи и достижения и сохранят дружеские отношения на всю жизнь.

         Общественная работа.

    Моя работа не ограничивается стенами школы. Мой  потенциал способствует проявить себя и в других направлениях педагогической деятельности и социальной жизни. Два года я была руководителем районного методического объединения учителей русского языка и литературы (2011-2013), с 2006 года являюсь  руководителем творческой мастерской гуманитарных наук «Орфей» в школе. В 2010-2011г работала заместителем директора по воспитательной части, но, так как у меня всегда выпускные классы, мне сложно было совмещать данный вид деятельности с основным родом моих занятий. Постоянно являюсь экспертом по проверке работ ЕГЭ и ГИА на муниципальном уровне, а также районных олимпиад, конкурсных сочинений-эссе.

     Я не останавливаюсь на достигнутом. На данный момент я как учитель русского языка и литературы определила ключевые цели и задачи для дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности:

    -изучить новые стандарты 3 поколения;

    -пополнять методическую копилку наглядного материала и КИМов по предмету;

    -внедрять в учебный процесс новые педагогические технологии и методики;

    -пополнять свой сайт методическими материалами, рекомендациями учащимся и родителям;

    -разработать  систему формирующего оценивания по русскому языку и литературе.

                Завершить  самоанализ педагогической деятельности я хочу словами Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». И тогда в ответ получишь ту же любовь  и детей, и родителей.                                                      

    Наименование направления подготовки и (или) специальности

    Филология

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie